Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
История оловянных содатиков
История оловянных содатиков - Окончание

В русском языке есть обозначение "оловянный солдатик", и лишь в последние десятилетия в обиход вошли такие понятия, как "военно-историческая миниатюра" или "оловянная миниатюра". В немецком языке прочно укоренился термин "культурно-историческая фигура", гораздо точнее отражающий характер и назначение этого вида игрушки.
Первоначально оловянные фигурки служили именно для игры, но по мере роста производства, разнообразия сюжетов игровой характер все более отходил на второй план, а на первый выступала познавательная функция. Оловянная фигурка оказалась мощным средством изучения окружающего мира и его истории. Не менее удобны были фигурки и для моделирования современных событий, тем более что изготовители оперативно откликались на все происходящее в мире. Буквально "по горячим следам", а зачастую и одновременно с событием выпускались серии фигур, посвященных сражениям франко-прусской, англо-бурской, русско-японской войн. Говоря о последней, можно назвать большую серию "Сражение на реке Ялу", выпущенную фирмой "Хайнрихссен". Среди прекрасно исполненных фигур в ней выделяется необычное изображение японского пехотного полка, переходящего реку вброд. Поскольку фигурки устанавливаются на одну плоскость, изображения солдат как бы "срезаются" по мере их погружения в воду, доходя до выступающей головы и поднятых рук с оружием и знаменами.

По мере развития военной техники становится более разнообразным и ее воплощение в олове - к традиционным пушкам прибавляются изображения аэропланов и танков, пехотинцев и кавалеристов дополняют "самокатчики", то есть солдаты на велосипедах. Оловянной миниатюрой представлены и морские сражения, в частности испано-американская война.
Процесс изготовления оловянной миниатюры требует от автора не только виртуозной техники, но и основательных исторических знаний. Разработка новых фигур зачастую делается на основе известных произведений искусства. Авторы, воплощающие в оловянной миниатюре наполеоновскую тематику, нередко обращаются к полотнам Гро, Давида. В средневековой тематике можно найти воплощенными в олове сюжеты офортов Дюрера. Готовя серию фигур "Сражение при Грюнвальде", известнейший немецкий гравер Людвиг Франк, не имея материалов о русских воинах XV века, использовал литографии из первого тома известного труда "Историческое описание одежды и вооружения российских войск". Правда, Франк немного ошибся, изготовив фигурки, более соответствующие XVI веку.

В 2000 году В.Н. Нуждин исполнил крупную фигуру императора Александра I с портрета, находящегося в Военной галерее Зимнего дворца, а А.В. Мителев сделал серию "Переход Суворова через Альпы", взяв за основу картину А. Коцебу "Переход Суворова через Панике". Сегодня в мире действуют десятки клубов и объединений любителей оловянной миниатюры: "КЛИО" - в Германии, ассоциация "1683" - в Австрии, "Фигурка Гельвеции" - в Швейцарии.
В Санкт-Петербурге любители и коллекционеры солдатиков объединяются в "Клуб любителей оловянной миниатюры", издающий альманах "Военно-историческая фигурка". В сентябре - декабре 2001 года питерские коллекционеры организовали совместно с Музеем кукол выставку под примечательным названием "Оловянный солдатик - это серьезно". На выставке было представлено все многообразие фигур - объемные фигуры, победители многих международных конкурсов, "классическая" плоская фигурка, игровые фигуры.

Крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в петербургских музеях - Эрмитаже, Музее А.В. Суворова. В них представлены, ценнейшие фигурки второй половины XIX - начала XX века, работы ведущих европейских граверов, таких, как Людвиг Франк, Сикстус Майер, Алоис Охель, Иоханнес Фрауендорф. Также представлены оловянные миниатюры, исполненные отечественными мастерами - Л.А.Майдановичем, А.В. Мителевым, В.Н. Нуждиным, завоевавшим в 1997 году звание лучшего гравера на международном конкурсе в Германии.

Единственное, чего нет пока у нас в стране - музея оловянных солдатиков. Между тем в мире подобных музеев немало. "Меккой" всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госляре. В экспозиции Египетского музея в Берлине представлено 38 диорам, реконструирующих с помощью фигурок жизнь и быт Древнего Египта.
Собрания петербургских музеев позволяют создать в городе музей, в котором оловянная фигурка была бы представлена не только как игрушка, но прежде всего как произведение искусства, средство изучения мира, предмет собирательства. Стоит ли говорить о том, насколько привлекательным мог бы стать такой музей для мальчишек, да и для всех, кто интересуется историей России.

Николай Георгиевич Рогулин,
кандидат исторических наук

Источник: http://www.avit-centre.spb.ru/exb/06/30/a2.htm