Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
История оловянных содатиков
История оловянных содатиков - Продолжение
В России не возникло широкомасштабного собственного производства оловянных фигур, зато были распространены деревянные, кустарного изготовления. Часто фигуры солдат монтировались на деревянных подставках в виде решеток, так что солдаты стояли шпалерами. Оловянные солдатики экспортировались в основном из Германии, хотя встречались и французские, и шведские.

Образцы российского производства (плоские и полуобъемные) размером 40 мм изображали марширующую пехоту и кавалерию - как правило, русскую, французскую и турецкую. Они делались из свинца и были довольно безвкусно расписаны. Кавалеристы имели пики из проволоки, при изготовлении вставлявшиеся в литейные формы до отливки фигурок, при слабом прикосновении они гнулись. Фигурки, представляющие турецкие подразделения, весьма неточно передавали форму одежды, были грубо сделаны, а металл был таким хрупким и ломким, что непременно повреждался при игре.
Большой популярностью пользовались листы для вырезания с типами военных фигур. Начало бумажным фигурам было положено в 1744 году в связи с визитом Людовика XV в Страсбург, где в его честь устраивали военные парады. Страсбургскому печатнику Зайфриду пришла в голову мысль перенести все это великолепие на бумагу и распространить в народе. Другой печатник, Инсар, изготовил первые эстампы с изображением фигурок солдат. Пик популярности бумажных фигур в России приходится на период между русско-японской и Первой мировой войной. Как правило, наибольшим спросом пользовались изображения пехоты. Обычно в набор входило два листа для вырезания с пехотой, а также листы с полевой артиллерией в действии и один-два листа кавалерии (6 фигур на лист). Кроме всего прочего, эти миниатюры солдат печатались цветными, уже штампованными на бристольском картоне. Для их устойчивости продавались круглые оловянные подставки с прорезями посередине, по 100 штук в коробке. В центральную прорезь оловянной подставки вставлялся фланец вырезанной фигурки, что придавало ему устойчивость (правда, при этом фигурки могли гнуться).
Выпускались в России в конце XIX - начале XX века и листы с бумажными фигурами, из которых можно было составлять исторические сцены. Фигуры делались разной величины, так что соблюдалась перспектива.

И все-таки оловянная фигурка была самым вожделенным подарком для большинства мальчишек. Правда, "элитой" среди солдатиков считались объемные пехотинцы и кавалеристы, стоившие дороже.
Между Первой и Второй мировыми войнами произошел спад в производстве оловянной миниатюры. Но именно в это время из игрушки она постепенно превратилась в объект коллекционирования. В послевоенные годы в Германии изготовление оловянных солдатиков вновь расширилось, но теперь оно ориентировалось уже не на массового покупателя, а на собирателя.
Возрождение оловянной фигурки в СССР связано с именами Л.А.Майдановича, М.В. Люшковского и А.И. Любимова. Лев Александрович Майданович, оказавшись после революции во Франции, занялся изготовлением оловянных фигур, а вернувшись после Великой Отечественной войны на Родину, продолжил свои работы. Ему принадлежат серии фигур "Куликовская битва", "Суворовские чудо-богатыри", "Лейб-гвардии Казачий полк в Париже в 1814 г." и многие другие. Свои фигурки он помечал оригинальным клеймом - на оборотной стороне подставки помещалось рельефное изображение ополченского креста. Именно его работы послужили образцом для авторов, возрождавших искусство оловянной миниатюры в России.
Для Михаила Викторовича Люшковского и Александра Ивановича Любимова солдатик был не просто игрушкой, а прежде всего средством реконструкции исторических событий. Выступая с докладами по русской и мировой военной истории, они использовали для воссоздания сражений фигурки из своих коллекций. Интересен такой факт: перед съемками "Войны и мира" М.В. Люшковский разыграл перед съемочной группой на своих фигурках сражения при Шенграбене и Аустерлице.
И здесь мы подходим к интересному моменту, связанному с взглядом на то, что же собой представляет оловянный солдатик и является ли он "солдатиком" в полном смысле этого слова.
Уже самые ранние серии фигур, выпущенные в конце XVIII - начале XIX века, далеко не всегда изображали именно солдат или батальные сцены. Зачастую с их помощью изображались не только сугубо мирные, бытовые сцены, но и мифологические сюжеты, где люди вообще не присутствовали. Такова большая серия фигур "Саванна".